Самолет «Авиакон Цитотранс» отмечает 28 лет со дня побега из афганского плена. ФОТО
В этот день 28 лет назад семь членов российского экипажа во главе с командиром Владимиром Шарпатовым совершили знаменитый побег на самолете ИЛ-76ТД из афганского города Кандагар.
3 августа 1995 года летчики перевозили в столицу Афганистана Кабул боеприпасы (груз был разрешен к перевозке Международной организацией гражданской авиации), но борт принудительно посадили на аэродроме Кандагара.
Все 378 дней плена россияне находились под усиленной охраной, однако убеждали талибов в необходимости регулярного техобслуживания самолета. За отсутствием собственных специалистов талибы под вооруженным конвоем позволяли экипажу время от времени поддерживать воздушное судно в работоспособном состоянии – запускать двигатели, катать судно по взлетной полосе.
16 августа 1996 года во время одного из таких техосмотров российский экипаж смог совершить побег на своем же самолете.
На тот момент борт принадлежал частной казанской авиакомпании «Аэростан». Но уже 20 лет эта история связана с авиакомпанией «Авиакон Цитотранс», так как в 2004 году мы купили знаменитый кандагарский самолет. А на крыле он 30 лет.
Борт по-прежнему находится в парке «Авиакон Цитотранс» и успешно совершает полеты по миру.
Кстати, события кандагарского плена и побега легли в основу художественного фильма «Кандагар» (в фильме роль командира экипажа исполнил Александр Балуев), премьера которого состоялась в феврале 2010 года.
Когда мы узнали, что прототип главного героя фильма – Владимир Шарпатов - живет в Тюмени, то пригласили Владимира Ильича в Екатеринбург, он с радостью приехал в конце февраля 2010 года и летом 2011 года, и снова увидел свой борт.
Герою Российской Федерации Владимиру Ильичу Шарпатову сегодня 84 года - он по-прежнему живет в Тюмени, полон сил и энергии.