История
Чартерная Авиакомпания «АВИАКОН ЦИТОТРАНС» основана 2 июня 1995 г.
Первый свой международный грузовой рейс в Объединенные Арабские Эмираты Авиакомпания выполнила уже 25 июня 1995 г., спустя всего 23 дня после основания.
В 1995-1999 гг. Авиакомпания в основном выполняла рейсы из Екатеринбурга в Объединенные Арабские Эмираты и Турцию. После 1998 г. Авиакомпания отказалась от пассажирских рейсов и стала специализироваться на доставке грузов.
Первоначально парк Авиакомпании состоял из самолетов Ил-62, Ил-76, Ту-154, и в качестве чартерного грузового перевозчика она доставляла туристов и коммерческие грузы из Турции, Китая и Объединенных Арабских Эмиратов.
Финансовый кризис 1998 г., значительно ударивший по всей гражданской авиации России, кардинально изменил ситуацию на рынке воздушных перевозок. Чтобы выстоять в изменившихся условиях, было принято решение о создании чартерной авиакомпании-эксперта с использованием рамповых грузовых самолетов.
В настоящее время парк Авиакомпании составляют не имеющие конкурентов в своем классе машины Ил-76 ТД - транспортные самолеты грузоподъемностью 46 тонн и объемом грузовой кабины 180 м3. Суда оснащены бортовыми кранами и не требуют специального наземного погрузочно-разгрузочного оборудования. Ил-76 ТД способен осуществлять посадки на короткие грунтовые взлетно-посадочные полосы. Все это делает его незаменимым средством для транспортировки крупногабаритных и тяжелых грузов и доставки в аэропорты со слаборазвитой инфраструктурой.
В сентябре 2001 г. Авиакомпания начала сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, совершив первый рейс с гуманитарной помощью в Пакистан для афганских беженцев, а в ноябре того же года летчики Авиакомпании уже были в числе первых среди тех, кто выполнил полет на военную базу Баграм недалеко от Кабула.
Постепенно расширялась география полетов — кроме стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока суда Авиакомпании начали осваивать воздушное пространство Южной Америки. На сегодняшний день самолеты Авиакомпания побывали в 161 стране и более чем в 850 аэропортов мира.
В октябре 2002 г. Авиакомпания доставила из Финляндии в Бразилию генератор весом 40 тонн и стала обладателем мирового рекорда по перевозке сверхтяжелого моногруза. В марте 2013 г. установлен новый рекорд – перевезен 46-тонный ротор генератора из Екатеринбурга в южнокорейский Пусан.
В 2004 г. Авиакомпания заключила долгосрочный контракт со Всемирной Продовольственной Программой ООН, в 2007 году была зарегистрирована в реестре официальных поставщиков ООН. Авиакомпания вступила в Международную авиационную грузовую ассоциацию TIACA, в 2009 г. пройден аудит Всемирной Продовольственной Программы ООН UN WFP.
Самолеты Авиакомпании используются для доставки гуманитарной помощи, палаток, генераторов, продуктов питания, регулярно участвуют в логистической поддержке операций по оказанию помощи в районы, пострадавшие от стихийных бедствий (Индонезия в 2004-2005 гг., Гаити в 2010 г., Непал в 2015 г., Карибский бассейн в 2017 г.).
Внутри России подобный рейс впервые был осуществлен в 2013 г. в Благовещенск, на самолете Авиакомпания было отправлено оборудование для восстановления жилых домов и социальных объектов, пострадавших от наводнения.
В 2010 г. борт Авиакомпании совершил трансатлантический рейс по маршруту Пермь — Гавана — Пермь, доставив в столицу Кубы авиационные двигатели ПС-90 для национальной авиакомпании Cubana de Aviación.
В 2016 г., выполняя рейсы по маршруту Воронеж-Салехард, Авиакомпания доставила на Север, в труднодоступные регионы страны 93 тонны груза — оборудование для нефтегазовой отрасли для ПАО «Газпром».
В 2011 г. Авиакомпания получила право на работу, связанную с обращением с ядерными материалами и радиоактивными веществами при их транспортировке, а сотрудники Авиакомпании прошли соответствующую специальную подготовку. Осенью 2022 г. Авиакомпания перевезла дорогостоящее оборудование для строительства первой атомной электростанции в республике Бангладеш, а осенью 2023 г. – несколько партий ядерного топлива.
С начала пандемии коронавируса самолеты Авиакомпании активно используются для перевозки медицинских товаров и оборудования. Так, в 2020 г. Авиакомпания перевезла в Алжир, Францию, Испанию, Сербию, Румынию, Венгрию средства индивидуальной защиты, а в 2021 году — российское кислородное оборудование для размещения в ковидных госпиталях Кубы, а также доставила из Москвы в Венесуэлу 28-тонную партию российской вакцины против коронавируса «Спутник V».
29 июня 2022 г. Авиакомпания перевезла партию вакцины от желтой лихорадки. Рейс с 11-тонным грузом на борту прибыл из Шереметьево в западную Африку. Детский фонд при ООН ЮНИСЕФ закупил российскую вакцину для министерств здравоохранения Нигерии и Буркина-Фасо и нанял самолет Авиакомпании для доставки в столицы этих государств.
Также у Авиакомпании есть успешный опыт транспортировки разных животных, в том числе крупногабаритных (слонов, дельфинов, лошадей, носорогов, жирафов).
Зимой 2020 г. Авиакомпания перевезла самого знаменитого своего крупного пассажира – слона Каавана весом почти 10 тонн. 35 лет он содержался в плачевных условиях в зоопарке Пакистана и после смерти подруги-слонихи впал в депрессию, за что получил прозвище «самый одинокий слон в мире».
Каавана спасла знаменитая певица Шер, защитница прав животных. Она добилась разрешения на его транспортировку из Пакистана в специализированный питомник в Камбодже, где он смог свободно гулять и общаться с другими слонами.
Для перевозки такого габаритного живого груза идеально подходит как раз Ил-76 ТД, который эксплуатирует Авиакомпания «АВИАКОН ЦИТОТРАНС». В герметичной грузовой кабине этого типа самолета есть возможность поддерживать уровень давления, который подходит для перевозки и людей, и животных.
В июле 2023 г. Авиакомпания перевезла слона Сак Сурина, которого власти Таиланда успешно эвакуировали со Шри-Ланки на нашем самолете. Во время пятичасового перелета Сак Сурина кормили фруктами, сахарным тростником и травой. Животное транспортировали в стоячем положении, привязав его четыре ноги к углам клетки, а перекладины покрыли губкой, чтобы защитить бивни от повреждений.
В феврале 2022 г. Авиакомпания перевезла в Ванкувер (Канада) из Афганистана 146 кошек и 171 собаку, которые содержались в ветеринарной клинике Кабула. Хвостатых оставили хозяева, в спешке покидавшие Афганистан после захвата власти талибами.
На загрузку клеток с животными и корма на борт в аэропорту Кабула ушло более пяти часов. На время остановок самолета ветеринаров сменяли местные волонтеры, которые приносили питомцам свежую еду и воду, ухаживали за ними.
Воздушное путешествие животные перенесли хорошо. Правда, нескольким собакам, вероятно, становилось скучно – поэтому они пытались прогрызть дверцы клеток, чтобы выбраться на волю. Но члены экипажа и ветеринары латали образовавшиеся дыры кусочками фанеры.
В Арабских Эмиратах запрещены казино и азартные игры. Состоятельные арабы отводят душу на верблюжьих бегах, лошадиных скачках и соколиной охоте. Однако охота в Абу-Даби также запрещена, поэтому ее любители отправляются с этими птицами в соседний Пакистан, где и предаются главному хобби своей жизни. Вместе с оборудованием воздушные суда Авиакомпании перевезли и голубей – в качестве ловчих для соколов птиц.
В феврале 2024 г. Авиакомпания выполнила четыре рейса из столицы ОАЭ Абу-Даби в высокогорный аэропорт Пакистана, находящийся на границе с Индией - перевезла около 100 тонн оборудования для соколиной охоты арабских шейхов.
В 2025 г. Авиакомпания доставила на международную выставку IDEX-2025 в ОАЭ новейшую модификацию российского вертолета Ка-32.
Ежегодно Авиакомпания проводит обучение и адаптацию новых пилотов на самолеты ИЛ-76 ТД. 90% летного состава имеет общий налет свыше 5 000 часов. В штате АК «АВИАКОН ЦИТОТРАНС» работают более 200 человек - высочайшие профессионалы авиационной отрасли со всей России.